Удаление сложных деревьев

13.08.2016


Конечно, «полные планы», которые составлял Шоу, не отличались такой обстоятельностью и столь высоким профессионализмом, которые присущи режиссерским экземплярам Станиславского, оставшимся в его наследии как документы высочайшего театрального значения. Их главной целью являлась именно планировка сценического пространства. И у английского собрата Станиславского по театральному ремеслу имелось немало чертежей для мизансцен с указанием переходов, уходов и выходов для актеров. Два чертежа к постановке «Ученика дьявола» на французской сцепе приведены в настоящем издании, также как и удаление сложных деревьев.


Первой читке пьесы в театре у Шоу предшествовала своеобразная стадия, которую он именовал шахматной. Эта стадия являлась также в ряде случаев промежуточной между написанием диалогов и ремарок. «После того, как я напишу свои пьесы, я беру шахматную доску и передвигаю фигурки из позиции в позицию. Каждая фигурка означает актера, и я даю указания о постановке своих пьес, после того как отработал их в деталях на этой шахматной доске. Если актер в точности следует ремаркам, как они написаны в пьесе, он не может действовать неверно»,- рассказывал Шоу о своем творческом методе. «Все, что нужно,- это шахматная доска с шахматами да мальчишеская игрушка - ящик с набором кирпичиков. Этого достаточно, чтобы наметить все мизансцены и движения актеров и расставить мебель. Но если этого не сделать, то часть этих движений и особенно уходы актеров со сцены легко могут быть забыты даже самым опытным режиссером»,- повторил он почти то же в более поздние годы 137.