Конструктивное значение задуманного образа

26.05.2017


Только этот артист был нужен режиссеру - внимательный читатель, знаток Пушкина, известный чтец поэзии. Концертные выступления Сергея Юрского с чтением классической поэзии Швейцер ценит, как многие поклонники артиста, за странную, «неправильную» манеру, далекую от эстрадно-декламационного пафоса, близкую индивидуально-авторскому произнесению стихов. Слушателями это принимается обостренно - в новизне удивляющих, вверх несущихся интонаций, сдвинутых с привычных мест акцентов, в чем нет и следа заученности. На глазах изумленной публики артист создает свой, оригинально (личностно) окрашенный звучаниями мир из прекрасных стихотворений. Этот дар не спутать с импровизационным, но и фильму нужна была не импровизация, даже не ее иллюзия - требовался актер, чьим талантом мог быть создан задуманный режиссером образ рождающейся на наших удивленных глазах поэзии. Экранный образ поэзии. Хотите удивить друга оригинальным подарком? Закажите фотопазл http://www.puzzle.spb.ru. Такой презент запомнится надолго.


Конструктивное значение задуманного (найденного, открытого) образа рождающейся, поэзии было, на мой взгляд, достаточным основанием, чтобы смело строить общий сюжет фильма, полагаясь на помощь действующего лица, облекаемого чрезвычайными, не Пушкиным предоставленными, полномочиями. Ответственность современного кинематографиста, берущегося за экранизацию великой литературы, конечно, очень высока. Но чувство ответственности не приобретается режиссером по случаю экранизации и лишь на сей предмет. И отвечать следует за собственный художественный замысел, то есть должно его иметь и воплощать. И это - по Пушкину: кинорежиссеру (ветру, орлу, сердцу девы) «нет закона», художник сам избирает тему и способ ее реализации. И пусть в литературе находит он свою тему - способы ее творческого осуществления принадлежат другому, экранному искусству. У кинематографиста, реализующего свой замысел, нет стремления переделать литературу - он стремится сделать фильм.


Швейцер, однако, укреплял основу своего экранного произведения, руководствуясь не только возможностями, требованиями и ориентирами искусства, которому он служит, и доверяя не только собственной художнической избирательности, принципиальной или вкусовой. Он у Пушкина искал поддержку и находил ее в долгих читательских размышлениях, в литературоведческом анализе. И продвигался вперед в своих построениях тогда, когда верил, убеждался, что сам Пушкин дает ему надежную опору.